Что белые, западные зрители не понимают о том, как Мария Кондо убирает

Обратная реакция на шоу Netflix игнорирует существенный аспект метода KonMari: его синтоистские корни.

Что белые, западные зрители не понимают о «уборке» Марии Кондо Когда я был ребенком, я часто молился вместе со своей матерью в храме в ее спальне. Святыня выглядела для меня как кукольный дом, деревянная модель из стекла и святилища размером с человека. Здесь размещались небольшие чаши с рисом, водой и солью. Моя покойная японская мать вышла замуж за американца в 1958 году, и, несмотря на то, что ее дети не говорили по-японски из-за страха, что люди подумают, что мы иностранцы, она никогда не отказывалась от своей японской религии. Как дочь священника в церкви Конка, она избегала Святых последних дней моего отца и практиковала образ мышления синто, упорно и ежедневно, один в нашем доме. — Трижды хлопни, — проинструктировала она меня, — так ками знают, что ты здесь. — Ками — это синтоистские духи, присутствующие повсюду, — в людях, в природе, даже в неодушевленных предметах. В раннем возрасте я понял, что это означает, что все творения были чем-то вроде чудес. Я мог бы подумать, что лопаточка, используемая для приготовления моих яиц, с удивлением и осознанной оценкой того, что вы можете себе позволить скульптуру, кто-то должен был ее придумать, мне помогли многие человеческие руки и земные ресурсы, и теперь я использую ее каждый день. В соответствии с синтоистским анимизмом, некоторые неодушевленные предметы могут обрести душу после 100 лет службы — концепция, известная как цукумогами, — поэтому было естественным признать их, выразить им мою благодарность. «Скажите ками-саму, за что вы благодарны, — говорила мне моя мать, обращаясь к Богу или верховному ками, — и к тому, что вы хотите». Я думал о своей матери, когда смотрел шоу Netflix Марии Кондо: Вверх… впервые. В каждом эпизоде ​​Кондо, профессиональный консультант по организации, инструктирует своих клиентов идентифицировать предметы в их домах, которые «искры радости», и разрабатывает план почтения этих предметов путем их очистки и надлежащего хранения. Она также призывает людей расстаться с объектами, которые не вызывают радости, но не раньше, чем поблагодарить их за их служение. То, как Кондо выражает благодарность за многолюдные дома, которые она посещает, и благодаря одежде, книгам и лампам, которые так важны для семей, стремящихся опустошить свои дома, поразило меня как мощный синтоистский образ жизни. Моя мама могла подобрать любое из сокровищ в нашем маленьком доме и рассказать мне их историю, сколько радости, по ее словам, они подарили ей. Фигурка воробья напомнила ей о птицах, которые пришли к нашим кормушкам. Там был маленький глазированный керамический кувшин, который мой брат сделал в пятом классе. Простая черная чашка была средневековым антиквариатом церкви ее отца. Каждый регулярно чистился и демонстрировался с осторожностью. Синтоистское мышление присутствовало во всем, что делала моя мама. И она, и мой отец выросли в бедности, она в сельской Японии, а он в угледобывающем городке. После того, как они поженились, у них не было много денег по сравнению с другими в нашем районе — мой отец поддерживал нас на его зарплате военно-морского флота и продавая драгоценности в JCPenney’s — но у нас был хороший, хотя и скромный, дом. Принимая во внимание, что реакция моего отца на богатство, которое мы привели к долгу по кредитной карте Неймана-Маркуса и гаражу, заполненному 30 с лишним лет дешевых товаров, моей матери не нравился одноразовый, приобретающий менталитет западной культуры. Она рециркулировала задолго до того, как она стала популярной, перепрофилируя предметы, которые могут выбрасывать другие. Она вымыла полиэтиленовые пакеты и повторно использовала их, потому что на их изготовление ушло много энергии и материалов. Она компостируется. Она спасла дождевую воду. Она взяла стеклянные бутылки и сделала их частью своей садовой витрины. Она порезала старые рубашки и использовала их как лохмотья, сохранила пуговицы для шитья проектов. Я использую свою мать в качестве примера, но культурно наполнять предметы своего рода достоинством. Японская культура, как и любая другая, не монолитна, но ожидание уважения к месту, где вы живете и работаете — и, следовательно, к другим людям, — укоренилось во многих японских семьях, где практикуются синтоистские традиции. Дорожить тем, что у вас есть, относиться к принадлежащим вам объектам как к одноразовым, но ценным, независимо от их реальной денежной стоимости, и создавать дисплеи, чтобы вы могли оценить каждый отдельный объект — все это, по сути, синтоистский образ жизни. Даже если у вас нет места для полок с книгами или вы не можете позволить себе комод с достаточным количеством выдвижных ящиков, сделайте то, что у вас есть, вместо того, чтобы расстраиваться из-за того, что у вас больше нет. Вот почему некоторые школьники в Японии чистят свои кафетерии. Вот почему вы видели, как некоторые японцы собирали мусор после чемпионата мира. Дело не в том, что они генетически аккуратнее и почтительнее. Это потому, что многие учат, что люди, места и предметы имеют ками. Поэтому, когда люди в сети начали осуждать Кондо и ее метод KonMari, уничижительные мемы и критика стали для меня восприниматься не просто как «не для меня», а скорее как прямая культурная атака. В Facebook и Twitter другие сочувствующие и культурно чувствительные сверстники высмеивали Кондо в ксенофобских выражениях. Белая писательница Анакана Шофилд помогла спровоцировать ответную реакцию с язвительным твитом, который она расширила до статьи в Guardian, в которой она обижается с помощью метода Кондо постукивания по книгам, чтобы разбудить их. «Конечно, способ разбудить любую книгу — это открыть ее и прочитать ее вслух, — с негодованием пишет она, — не касайтесь ее движениями сказочных пальцев», — но это та самая бессмысленная территория, на которой мы находимся ». в не столь тонком расизме распространились вопиющие неправильные толкования метода Кондо. Я видел ложного мема, утверждающего, что Кондо хотел ограничить людей владением только 30 книгами, вероятно, 50 раз за один день. Я продолжал комментировать, это не правда. Она не заботится о том, сколько книг вы храните, если они не причиняют вам страданий. В статье под названием «Держите свои аккуратные, искрящиеся руки подальше от моих стопок книг, Мари Кондо», критик книги «Вашингтон пост» Рон Чарльз писал: «И вдруг люди заметили темную сторону войны Кондо с вещами: она ненавидит книги «Опять же, Кондо не завидует кому-либо кучам книг или чему-либо еще в этом отношении, пока эти груды не вызывают приступы паники, наполненные потом. И если они заставляют людей чувствовать это, конечно, никто не может завидовать им, получая помощь Кондо в раздаче груд. Кондо в конце концов обратился к своим критикам в заявлении. «Это не так много, что я лично думаю о книгах», — сказал пользующийся спросом автор. «Вопрос, который вы должны задать, это то, что вы думаете о книгах. Если образ кого-то, кто избавляется от книг или имеет всего несколько книг, вызывает у вас гнев, это говорит о том, насколько вы увлечены книгами, что, несомненно, так важно в вашей жизни. Если это вас раздражает, это вам кое-что говорит. Само по себе это очень важное преимущество этого процесса. Но купор никогда не был просто в книгах. Автор Buzzfeed Энн Хелен Петерсен обвинила Кондо, отчасти, в том, что он сокрушил дух тысячелетнего поколения. «Средства массовой информации, которые нас окружают — как социальные, так и мейнстримные, от нового шоу Netflix от Марии Кондо до экономики, влияющей на образ жизни», говорят нам о том, что наше личное пространство должно быть оптимизировано так же, как и сам человек и его карьера. Конечный результат — это не просто усталость, а полное выгорание, которое следует за нами домой и обратно », — написала она. Анализ Петерсена не смог признать, что все наоборот. Кондо учит, что материальные блага не являются средством достижения счастья, и призывает людей ценить то, что у них есть, метод, который она намеревается привести к удовлетворенности, а не к выгоранию. Как будто Петерсен, как и многие другие хулители, зависел от мемов, предоставляющих поверхностные и неверные описания метода Кондо, а не от мрачных мнений от фактического просмотра шоу Netflix или чтения книги, на которой основан сериал. В любом случае, в основном белые люди, которые не являются профессиональными организаторами, без проблем говорили Кондо, цветная женщина и высоко признанная личность в своей области, что ее подход объективно неверен. Я никогда не видел такого уровня концентрированного яда, направленного на человека, помогающего самому себе / декору дома. Не Марта с ее тысячами шагов ремесленных проектов. Не Рэйчел Холлис, говорящая «девочкам», чтобы вымыть их лица и судить друзей, основываясь на том, могут ли они сбросить вес. Даже Гвинет, когда она говорила всем, чтобы они приготовили парочку их частей и вклинили нефритовое яйцо внутрь. Все получили негативную реакцию, но ни один из них не вызвал столь же ошибочного негодования, как Кондо, после того, как ей удалось продать два миллиона копий своей дебютной книги. Несмотря на то, что Кондо выполняет ее требования самым мягким образом (я смотрел ее шоу с субтитрами, они все время говорили, что она ворчала), для меня было ясно: белые люди чувствуют себя комфортно, когда цветная женщина выполняет стереотипную служебную роль. , но им неудобно, когда цветная женщина соизволит нарушить наши невысказанные общественные правила. Даже если она привлечет группу мужчин, которые оставили весь свой эмоциональный труд в управлении повседневными делами своих жен, на самом деле вмешаться, если люди слишком много вкладывают в их жизнь, и она помогает им наслаждаться то, что у них есть снова — мне этого мало. Бессознательно или сознательно Кондо ударил по нервам. Мой папа говорил: «Японцы делают все задом наперед». Даже когда я был маленьким, фразы заставляли меня беспокоиться, хотя я не мог объяснить, почему. Теперь я знаю. Это означало, что японцы были не те, «другие». Западники были в центре его вселенной, так же, как западные ценности — в центре мемов, осуждающих метод KonMari. По сути, онлайн-критика звучит так, как будто мой отец: японцы отстали. Цветная женщина не может помочь белым людям жить лучше, потому что это может означать, что она лучше. Можно сказать: «Эй, мне нравится мой беспорядок. Это не вызывает у меня беспокойства, поэтому я передам предложения Марии Кондо. И это правда, что люди с навязчивыми тенденциями накопления могут быть неспособны предпринять ее стиль уборки без помощи наставника. Ее метод не для всех. Но полностью отклонить ее предложения ксенофобским языком и незапятнанным западным высокомерием — значит отвергнуть целую древнюю культурную традицию, которая никому не навредила. После того, как моя мать умерла, мой отец справился со сбором антиквариата и старинных предметов с местью, тарелок, стеклянной посуды и предметов искусства, которые он утащил в гараж и шкафы. Его показы стали тесными, никогда не запыленными, забытыми. Бумаги и одежда накапливались повсюду и падали на пол. Он быстро вышел из-под контроля, мира больше не было. Только тогда я полностью осознал, как тяжело моя мать заботилась о нашей жизни — КонМаринге нашего дома — чтобы мы могли почувствовать ками. Маргарет Диллоуэй — лауреат премии Американской библиотечной ассоциации, автор восьми романов для взрослых и детей, в том числе «Лето тысячи пирогов», «Момотаро: Ксандер и потерянный остров монстров» и «Как стать американской домохозяйкой». Она живет в Южной Калифорнии.